«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды

Участие в решении экологических проблем перестало быть уделом активистов и ученых: в борьбу с чрезмерной эксплуатацией ресурсов, загрязнением окружающей среды и изменениями климата активно включился бизнес, для которого экологичность является важным конкурентным преимуществом. Своим опытом превращения устойчивого развития в часть корпоративной культуры делятся руководители и эксперты ведущих компаний из разных сфер бизнеса.

⏱ Время прочтения — 8 минут

Александра Дергач, секретарь АХО hh.ru, куратор проектов, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Ответственное отношение к окружающей среде — это большая часть культуры HeadHunter. В нашей компании сортировка мусора — это не просто слова. Каждый год мы отправляем на переработку более 2800 кг фракций, таких как пластик, макулатура и оргтехника.

«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды

Помимо сортировки фракций, мы регулярно проводим мероприятия, которые направлены на активное привлечение коллег в сферу экологии.

Например, в нашей компании работает ежеквартальный сервис «Экотакси» — мы сами приезжаем к сотрудникам, которые работают из дома, и забираем фракции, тщательно их сортируем и передаем на дальнейшую переработку.

«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды

Для того чтобы большее количество сотрудников было заинтересовано в теме экологии, мы регулярно устраиваем конкурсы для наших коллег и их детей.

Например, в этом году мы провели масштабный конкурс «Экочек», в котором предложили сотрудникам совершить первые экошаги уже сегодня, воспользовавшись нашим чек-листом. Мы показали, что для того чтобы начать жить в экологической осознанности, достаточно начать с небольших действий.

«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
Нажмите на картинку, чтобы увидеть чек-лист в полном размере
«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
Коллаж-отчет одной из участниц «Экочека»

В рамках FSC-пятницы (Дня ответственного отношения к лесу) мы провели мероприятия по сборке скворечников в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ярославле и Нижнем Новгороде. Многие сотрудники мастерили скворечники дома с детьми — получилась замечательная добрая активность для всей семьи.

«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
Лена Блинкова и ее сын Даня
«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
/

В феврале 2021 года компания HeadHunter провела необычный конкурс детского рисунка: ребята не только рисовали персонажей-экогероев, но и рассказывали их истории. Теперь эти персонажи красуются на контейнерах для сортировки в московском офисе.

«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
«Зеленые» реинвестиции: как мотивировать сотрудников рационально использовать ресурсы и получать экодивиденды
/

Мы верим, что сегодня мы меняем завтра — и в силах каждого привнести свой вклад в устойчивое будущее. У нас в HeadHunter большие планы, и мы смотрим вперед с намерением сделать мир лучше.

Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision

Ответственное потребление, zero waste, раздельный сбор и переработка отходов — для представителей поколений Y и Z, которые составляют более 80% команды Pro-Vision, — это не громкие слова, а жизненная философия. Очевидно, агентство разделяет ценности сотрудников, поэтому многие наши внутренние мероприятия, тренинги и тимбилдинг тем или иным образом встроены в экоповестку. Так, за несколько лет в агентстве прошла серия тематических «зеленых» мероприятий, объединенных единой концепцией #ProVisionGreen.

Сотрудникам агентства было предложено объединиться в команды, а каждой команде — декорировать заготовку скворечника. Все работы были вынесены на открытое голосование в рамках выездного корпоративного мероприятия. По итогам голосования команды-победители получили денежные призы, которые были потрачены на совместный активный досуг. Но главное то, что сотрудники могут ежедневно вдохновляться результатами своего творчества: все скворечники и их «гости» прекрасно видны из окон офиса.

Тему другого экопроекта вновь подсказала Москва. Каждый год в столице проводится городская акция «Москва — город сирени», и очередной наш корпоратив мы посвятили высадке именных саженцев сирени. Место выбрали неслучайно — на территории «Даниловской мануфактуры», по соседству с офисом. Позитивный эффект — те самые «экодивиденды» — от этого мероприятия сотрудники агентства получают до сих пор, каждый день проходя мимо живописных кустов сирени, которые прекрасно прижились и уже успели подрасти и окрепнуть.

Метин Мете, генеральный директор «ХАЯТ Россия»

Экоответственность, заложенная в подходе к производственным технологиям, пронизывает все структуры компании. Инновационный, экологически благоприятный и безопасный принцип производства продукции — то, что отличает «ХАЯТ Россия» от аналогичных предприятий. Ответственный подход к экологии лежит в ДНК корпорации, которая использует FSC-сертифицированную целлюлозу и 100% перерабатываемую упаковку для потребительской продукции.

Такой подход к производству приводит к развитию экосознания сотрудников, разделяющих ответственное отношение на корпоративном и бытовом уровне: работники сортируют отходы, сдают на переработку пластиковые крышки и батарейки, участвуют в экологических кампаниях. Корпорация поощряет интерес персонала к экологическим и образовательным мероприятиям, подчеркивая, что здоровье сотрудников, улучшение состояния природы и устойчивое будущее следующих поколений — главные экодивиденды. Отдельное внимание уделяется образованию детей работников: для них устраиваются конкурсы рисунка на экотематику и викторины.

В дальнейшем специалисты по корпоративной культуре компании планируют проведение соревнований на экотематику с участием всех отделов, по результатам которых самые активные сотрудники получат экопризы. Экосувениры являются одним из множества вариантов развития ответственного потребления среди сотрудников в арсенале HR-специалистов «ХАЯТ Россия».

Анатолий Антипов, генеральный директор ООО «Континентал Калуга»

Мы твердо убеждены, что создание экономики замкнутого цикла в пределах отдельно взятой компании возможно только в том случае, если сотрудники сами заинтересованы в этих изменениях, могут управлять процессом и получать с этого какие-то дивиденды, будь то материальное вознаграждение или чувство удовлетворения от проделанной работы. Именно поэтому мы стараемся не спускать экологические инициативы «сверху», а прислушиваться к мнению сотрудников. Многие из них хорошо разбираются в экологической повестке, занимаются волонтерством. Нередко они сами становятся инициаторами изменений, которые затем масштабируются на всю компанию.

Среди других экологических инициатив, которые воплощаются в жизнь благодаря команде Continental, можно выделить раздельный сбор и переработку мусора (сейчас мы отправляем на нее 95% отходов завода), сбор и утилизацию отработанных шин и развитие системы мониторинга потребления энергоресурсов, которая позволяет свести к минимуму расход сырья и материалов. Сотрудники завода также регулярно проводят различные информационные мероприятия на тему экологии, такие как «Дни энергоэффективности и охраны окружающей среды» и «Дни семьи» (тематические экскурсии на завод для членов семей сотрудников).

Елена Сильвестрова, директор по персоналу в России, Украине и странах СНГ, а также лидер направления формирования культуры устойчивого развития компании «Сен-Гобен»

Борьба с изменением климата является фундаментальной основой стратегии и ответственности «Сен-Гобен». Наша глобальная цель — стать углеродно нейтральной компанией к 2050 году и внести свой вклад в ограничение глобального потепления 1,5°C. Для нас стремление к экологичности — это не просто тренд, а реальность, в которой мы живем каждый день. «Сен-Гобен» не только производит энергоэффективные решения для строительства, но и оптимизирует все свои внутренние процессы для сокращения углеродного следа. Благодаря работе в этом направлении неравнодушные экоактивисты нашей компании объединились и стали амбассадорами устойчивого развития. С их помощью мы привлекаем внимание сотрудников к темам бережного отношения к природе, разумного потребления и экономии ресурсов планеты, а также наглядно показываем, что начать вести устойчивый образ жизни легко и увлекательно.

В 2021 году в компании состоялся запуск карбонового фонда в странах Северной Европы. Теперь каждый сотрудник, где и кем бы он ни работал, может внести свою экоинициативу в фонд — от небольших экологических идей до крупных проектов, требующих серьезных инвестиций. С помощью всеобщего голосования происходит отбор лучших проектов, которые в дальнейшем получают средства на реализацию.

Уже сейчас в нашем кластере воплощаются в жизнь проекты по сокращению энерго- и водопотребления на заводах и в офисах, озеленению, использованию талого снега в процессе производства продукции и другие идеи. Таким образом, благодаря атмосфере доверия и сотрудничества мы мотивируем наших работников задуматься о проблемах окружающей среды и внести свой личный вклад в устойчивое будущее.

Назад к статьям
;